«Яндекс.Музыка» — служба потокового аудио компании Яндекс, позволяющая искать и легально бесплатно прослушивать музыкальные композиции, альбомы и подборки музыкальных треков. Доступен посетителям из России, Беларуси и Казахстана. Также существует специальное приложение для iOS, Android и Windows Phone. С оплаченной подпиской сервис доступен в мобильном приложении во всех странах мира.”
Сегодня мы рассмотрим один из сервисов Яндекс под названием Яндекс.Музыка. В интернете можно найти следующее определение сервиса:
Яндекс.Музыкой можно пользоваться через веб-интерфейс и на мобильных устройствах:
собирать свою музыкальную коллекцию;
составлять собственные плейлисты;
включать радио с музыкой определенного жанра или в стиле выбранного исполнителя;
получать персональные музыкальные рекомендации;
делиться музыкой в блогах и социальных сетях;
узнавать о новых треках любимых исполнителей;
установить расширение в браузере и управлять воспроизведением, не отрываясь от просмотра страниц или даже от работы в другой программе.
С 2007 года Яндекс начал развивать музыкальное направление в своем поисковике, например, начал вести переговоры с правообладателями, предлагая распространение музыки через Интернет по рекламной модели. В конце августа 2009 года в результатах поиска «Яндекса» появился музыкальный проигрыватель. Для прослушивания были доступны около 100 тыс. песен. Было объявлено о сотрудничестве с EMI, Universal Music Group и Warner Music Group. Условия соглашения включали как гарантированные платежи в адрес правообладателя, так и плату за прослушивание пользователем каждой песни.
В октябре 2009 года стали доступны около 10 тыс. песен российских исполнителей, включая треки из каталогов «Первого музыкального издательства», «Монолита», «Никитина» и «Мегалайнера». В 2010 году Яндекс.Музыка заработал как отдельный сервис. На момент запуска в состав каталога входило более 58 тыс. исполнителей и около 800 тыс. композиций от различных правообладателей, включая EMI, Sony Music, Universal Music Group, Warner Music Group. С появлением Яндекс.Музыки, как отдельного сервиса, пользователь получил возможность искать и прослушивать целые музыкальные альбомы.
В 2012 году Яндекс запускает мобильное приложение для своего сервиса. Приложение позволяло пользователям, которые оплатили подписку, кэшировать песни и слушать их без подключения к интернету. В 2014 году сервис Яндекс.Музыка был перезапущен. Кардинально изменился интерфейс, пользователям стал доступен подбор рекомендаций, формирующихся на основе уже прослушанных треков, а также базы аудиозаписей ВКонтакте и Facebook.
В 2016 году, согласно отчету по мировому рынку мобильных приложений, среди лидеров по доходам в России оказался и сервис Яндекс.Музыка. Наравне с Яндекс.Музыка были такие проекты, как “Одноклассники”, Badoo и приложение для чтения электронных книг “ЛитРес” Read!
По сообщению «Коммерсанта»:
“Совокупная аудитория российских музыкальных сайтов, продающих аудиорекламу, составила во втором полугодии 2015 года 16,44 млн человек, подсчитало агентство BrandScience на основе данных TNS Russia. Учитывались 59 сайтов, без мобильных приложений. Крупнейшими игроками стали Digital Box (zaycev.net, ololo.fm, 101.ru и др.), Unisound (moskva.fm, piter.fm, vmet.ro и др.) и Name («Яндекс.Радио» и «Яндекс.Музыка») […] Объём рекламы на радио в 2015 году по оценке АКАР составил 14,2 млрд руб. без НДС, по оценке селлера Unisound прогнозный объём рекламы на интернет-проектах за год должен был составить 125 млн руб.”
В Европе стриминговые музыкальные сервисы давно работают и пользуются спросом со стороны слушателей. Один из таких известных сервисов это Spotify, о нем мы планируем в будущем выпустить статью, в которой подробно опишем сервис и историю его возникновения. Кстати, Spotify пытался выйти на российский рынок, компания даже зарегистрировала юридическое лицо ООО “Спотифай”. Запуск был назначен на первую половину 2015 года, однако затем планы резко изменились. По предварительным данным, компания испугалась политического и экономического кризиса в России. Время от времени в сети появляется информация, что сервис Spotify планирует все же вернуться на наш рынок. Интересный факт, 4.17% акций Spotify принадлежит структурам Алишера Усманова, также в числе инвесторов Spotify мэйджоры Universal, Sony, EMI и Warner. Идея стримингового сервиса заключается в том, что оформив месячную или годовую подписку, вы можете неограниченное количество раз прослушивать любые композиции. Сейчас такая форма работы вытесняет классическую схему, когда клиент платит за покупку конкретных альбомов или песен. Система подписки получается намного выгоднее для потребителя. Например, на сервисе Яндекс.Музыка нет возможности скачивать треки — но на страницах некоторых альбомов есть ссылки на сайты сторонних сервисов, на которых можно купить и скачать выбранный альбом. Оформление подписки гарантирует отсутствие рекламы, возможно слушать любую музыку и сохранять в мобильном Яндекс.Музыка. Подписка привязывается к аккаунту и одновременно действует как в веб-версии, так и в приложении Яндекс.Музыки. Стоимость подписки Яндекс.Музыка составляет 169 рублей за месяц и 1690 рублей за год.
Кстати, одной из интересных функций Яндекс.Музыки является встроенный донат. Если исполнитель разместил на Яндекс.Музыке кнопку Поддержать, вы можете перечислить ему любую сумму.
В мае 2017 появилась информация, что сервис Яндекс.Музыка позволяет теперь свободно загружать любой контент:
“Мы добавим возможность загружать пользователям свой контент и делиться им с другими слушателями. Такая возможность есть, например, у «ВКонтакте», «Одноклассников», YouTube, Soundcloud, — говорится в сообщении «Яндекса».
Как и прежде, мы следим за соблюдением интересов правообладателей, поэтому если слушатель загрузит трек, права на который принадлежат партнерам Яндекс.Музыки, за его прослушивания будут идти отчисления правообладателям.
Не имеет значения, с какой подписью будет загружен трек и в каком качестве — технологии Яндекс.Музыки распознают его и отчитаются перед правообладателями о его прослушивании” — “Яндекс”.
«Яндекс» будет сканировать загружаемые пользователями файлы и включать статистику о прослушиваниях этих файлов в отчёты правообладаталей. Для того, чтобы сделать процесс контролируемым, компания создала систему распознавания контента. Эта система аналогична технологии Content ID, применяемой YouTube. Технология производит сканирование аудиофайлов и создает уникальный отпечаток каждой фонограммы. В момент загрузки файла пользователем система будет сканировать его и сравнивать с базой отпечатков, имеющейся в распоряжении компании. Если такая фонограмма уже есть в каталоге загруженных пользователями треков, будут учитываться при составлении отчетов правообладателям. База отпечатков обновляется в режиме реального времени, весь контент, который передается правообладателями, попадает в базу отпечатков.
В целом российский рынок движется в сторону платного музыкального контента, возможность разместить свои песни на онлайн-площадках для продажи, таких как iTunes и Google Play, становится все доступнее. В одной из наших статей мы описывали, как можно зарабатывать на музыке в интернете: https://44pro.ru/kak-popast-v-itunes/. Сейчас активно обсуждается новость о монетизации музыкального контента со стороны Вконтакте.
Mail.ru Group ввел платную подписку на музыку, цена подписки 149 рублей в месяц. Оплата подписки позволит слушать музыку в любой из соцсетей группы (ВК, ОК, Мой мир).
По замыслу Mail.ru Group, доступ к музыке должен стать одним из основных козырей в продвижении виртуального сотового оператора VK Mobile, запущенного компанией в начале апреля 2017 года. VK Mobile дает своим абонентам бесплатный доступ к музыкальному приложению Boom от «ВКонтакте».