Тимур Гауф — генеральный директор студии Капитель, продюсер, звукорежиссер, мастеринг-инженер, музыкант.  Эксклюзивное интервью для сайта  44 PRODUXURY.

Тимур Гауф

Как давно ты работаешь в сфере звукорежиссуры?

Давно! На профессиональных студиях я работаю с 1995 года, а до этого момента у меня была своя домашняя студия. Хотя студия — это громко сказано, но в те времена была большая проблема сделать запись, а т.к. я уже начал играть и собрал группу, конечно же хотелось делать свои записи, вот и создавали себе дома условия как могли. Было не просто, не было оборудования, понимания как всё должно быть, книг, не было интернета, приходилось в буквальном смысле этого слова добывать информацию. Но как то находили..

За столь долгую историю работы тебе пришлось повидать немало артистов и музыкальных проектов (Братья Ивановы ,  Жмурки,  Virgin Tears,  Море,  Прана,  Амели, FAQ,  Юлия Савичева, Noize MC,  Stinger,  Total,  Неба жители,  PUZZLE, Понедельник, Смысловые Галлюцинации, Мария Руденко, Дети Пикассо,  Трио «Дети Пикассо, Total, Маша и Медведи,  Жуки, Братья Гримм, Каста,  Billy’s Band (DJ Хобот и Хамиль ReMix), Градусы, музыкальный проект Тимура Батрутдинова и Comedy Club Production, Павел Воля,  Оксана Федорова,  Карамаджонги (Lo Fi Ochestra) , Ёлка,  Чили и т.д. Скажи, кто тебе запомнился больше всего? С кем тебе действительно было интересно работать?

Первым кто в голову приходит — Noize MС, ему есть что сказать. Так же интересный опыт был при записи этнической музыки – Сохо Хано и Елена Беляева, Алексей Голей, Юрий Крашевский — очень интересный и сильный музыкант мне довелось с ним поработать над своим материалом, Неба Жители. Интересный опыт был с Николаем Арутюновым и Booze Band такие музыканты даже если оказываются в твоей жизни мимолётно, оставляют след на всегда.

Как ты считаешь, должно ли быть специальное или музыкальное образование у звукорежиссера?

Раньше звукорежиссёр мог прийти в профессию так сказать от пульта, научившись всему непосредственно в студии (я сам такой), но сегодня запись музыки не такая простая история как кажется. Процессы усложнились и во многом стали более технологичными и по этой причине у коммерческих студий нет времени на долгосрочное обучение и выращивание специалистов. Сегодня человек должен быть до известной степени подготовлен для работы в студии и по этой причине он должен конечно же иметь образование, хотя бы базовое.
Должен ли иметь звукорежиссёр музыкальное образование? Он должен быть музыкантом — это точно. Я убеждён, что если звукорежиссёр не имеет опыта исполнения на музыкальном инструменте, то его общение с музыкантами будет сложным. Это как общение между инопланетянами которые впервые встретились.
Большинство успешных звукорежиссеров и музыкальных продюсеров – превосходные музыканты.

Какими музыкальными инструментами ты владеешь?

Изначально гитара. Так же я брал уроки игры на фортепьяно и барабанах.
В своё время я основательно поиграл. В 1996 году у меня выходил альбом, так же мною были написаны два саундтрека к фильмам. Какое то время работал в качестве сессионного музыканта.

Тимур Гауф работа  в студии

А почему ты не продолжил карьеру гитариста?

Студия на которой я работал и на которой записал свой первый альбом закрылась в кризисный 1998 год. И я начал искать в Москве подходящее место для записи второй пластинки. Побывав на многих студиях, понял, что все не то. И именно тогда решил снять помещение и оборудовать его самостоятельно. В итоге вторую пластинку так и не записал, а запись музыки стала моей профессией, но в целом не могу сказать, что перестал быть музыкантом, я реализую некоторые свои идеи в чужой музыке (если это допустимо) помогая музыкантам с которыми работаю. Оглядываясь назад, понимаю, что все шло правильно. Сейчас опыт музыканта мне очень помогает в моей работе.

На твой взгляд музыкальная культура развивается или наоборот деградирует?

На мой взгляд, все стало за деньги. Тех людей, которые самодостаточны, мы не видим, а те кто лезут в шоу бизнес зачастую это далеко не лучшие представители. Сейчас настолько много музыки, что она обесценилась. Большинство людей, которые приходят на студию пытаются кого-то копировать и только катастрофически малая часть людей, которые не боятся экспериментировать и придумывать что-то новое. Поэтому очень много шаблонной и скучной музыки.
У нас в России история с музыкой напоминает процесс приготовления сливок наоборот. Когда молоко отстаивается, то самое ценное образуется не наверху, как должно, а внизу, наверх же поднимается самое пустое, то что в случае с молоком обычно сливается. Но мне кажется это должно измениться в какой-то момент (улыбается).

Как ты относишься к тому, что люди стали гнаться за количеством и больше уделять внимания скорости создания продукта, а не его качеству?

Кто то создаёт продукт, а кто то занимается искусством. Для «белых воротничков», которые занимаются продажами, конечно же выгодно — быстро и дёшево создавать продукт для скорейшей его реализации, не заботясь особенно о его качестве. Для тех же, кто пытается выразить свою музыкальную идею и что то нести в своём творчестве, все эти вопросы как мне кажется не имеют значения. В тоже время для тех, кто задумывается о конкурентном превосходстве своего материала очень важно, что бы он был сделан на должном уровне, что в свою очередь без нормального взвешенного и профессионального подхода не возможно. Всё просто. Мы же работаем со звуком. Мы заинтересованны в расширении слушательской аудитории. Когда фонограмма сделана качественно, она хорошо и узнаваемо звучит на любых проигрывателях, в отличии от фонограмм сделанных быстро и на коленках, которые где то могут звучать вполне сносно, а где то вы не поймёте ни одного слова или у вас всё будет гудеть или слишком резко звучать. Я к сожалению знаю массу таких примеров. Много песен в этом смысле остались нереализованными. Когда слушатель включает фонограмму и не понимает ни слова и у него всё гудит, он просто выключит и вы потеряли своего слушателя, а вместе с ним и ещё с десяток человек, которым он мог бы порекомендовать это послушать. А это уже не очень хороший вирусный маркетинг. Но опять же, вё это не имеет никакого отношения к творчеству.

Совершенно недавно Москву посещал знаменитый звукорежиссер Ричард Келлер. На своем мастер классе он говорил о том, что пришло время забыть о ламповом оборудовании и отдаться веку «цифры». Поддерживаешь ли ты его мнение?

В нашем российском шоу бизнесе появилась такая тенденция, люди приходят на студию не подготовленные и считают, что звукорежиссер все сделает за них сам. Как ты относишься к такому ходу работы?

Безусловно музыканты должны приходить в студию максимально готовыми. Могут быть исключения, если у музыкантов есть нереальное количество денег и они могут позволить себе жить в студии, но как правило у нас так не бывает. К сожалению сегодня со многими именно популярными проектами всё обстоит так, что на момент записи никто себе не представляет, что будет в финале.. Часто бытует мнение о том, что как-нибудь запишем, а звук будем делать на сведении… Так никто в цивилизованном мире не работает. Приходя в студию нужно понимать зачем вы пришли. Если вы просто напросто не можете исполнить дубль от начала до конца и на это вам требуется день вместо 1 часа работы (собирая этот дубль по кусочкам), то почему студия должна стать из-за этого дешевле особенно если после всего этого издевательства над музыкой, звукорежиссёру нужно сделать за музыканта его работу пытаясь за счёт редакции привести всё в более менее приличный вид? Понятно, что при низком уровне исполнения и стоимость записи возрастает в разы, ведь очень редко когда музыканты согласны смириться с отвратительным исполнением и оставить всё как есть. Друзья же засмеют… Эта ситуация появилась благодаря появлению систем нелинейного монтажа. В компьютере можно сделать из не поющего «поющего», из «кривого» барабанщика «ровного» и т.д., но нельзя добавить эмоции и драйва, нет такого плагина. По этой причине и у нас и на западе стала обычной картина, когда на записи вроде ещё как то звучит, а на концерте тихий ужас. Во времена, когда не было квантайза и различных компьютерных редакторов, если ты был не подготовлен или же попросту не умел петь или хорошо играть на музыкальном инструменте, вход на студию тебе был закрыт.

Скажи, пожалуйста, какого результата ждать людям, которые заказывают у вас мастеринг трека?

Мы никогда не забываем о том, что музыканты тратили время, силы и деньги для того, что бы добиться того, что они прислали в нашу студию.
Все зависит от исходного материала, если записанно плохо, то микс не многое исправит, если микс звучит плохо то мастеринг мало что изменит.
Если же исходный материал хороший, то всё будет хорошо. Нужно отметить, что понятие мастеринга сегодня стало немного шире, чем 15 – 20 лет назад. Если в эпоху винила стояла задача, чтобы не было выскакивающих частот внизу или вверху и фактически мастеринг ограничивался катом и выравниванием громкости песен, то сегодня за счет мастеринга можно очень сильно менять звук. Можно сделать его более плотным или добавить объёма и многое многое другое.

Скажи, если бы тебе предложили уехать работать на запад, ты бы согласился?

У меня были подобные предложения, но переезжать на другое место, начинать все с нуля я, мягко сказать, не готов. Много было здесь сделано и много удалось добиться. И самое главное есть куда двигаться. У меня друг недавно приезжал из Лос Анджелеса. Когда он зашел на эту студию, он был очень удивлен и сказал, что в Америке на такого уровня студии получить работу сложно. Такие комментарии вдохновляют. Как то не хочется бросать всё то, что так долго строил. К тому же здесь друзья, родные.

Какие напутствия ты можешь дать начинающим звукорежиссерам?

Есть очень хорошая поговорка – Следуй за своим носом!
Делайте только ту музыку, которая вас вдохновляет, которой вы что то можете дать. Не стоит хвататься за всё подряд лишь бы заработать денег. Совершенствуйтесь. Не врите себе и музыкантам с которыми вы работаете! И как сказал известный английский продюсер и звукорежиссёр Хэйдэн Бэндал «Нет ничего приятнее на свете, чем каждый день осознавать, что ты делаешь то, чего до тебя ещё не было!» Ищите! Делайте то, чего до вас ещё никто не делал! Каждый новый исполнитель — уникален. Сохранив уникальность исполнителя и исполнения, вы создадите то, чего ещё не было!