Кто такой продюсер?
Режиссер звукозаписи (продюсер) совмещает роль директора и продюсера в области кино. Он отвечает за придание продукту творчества конкретной формы (запись). Это означает, что он отвечает за оптимизацию творческого процесса (находит и выбирает песни, решает, какая будет аранжировка, добивается правильного звучания голоса и т.д.) и занимается администрированием (заказывает студии, нанимает музыкантов, следит за соблюдением бюджета и т.д.). Техническими аспектами администрирования – привлечение к работе музыкантов, бумажная работа – занимается производственный координатор.
История
Как мы видели, большинство артистов в 1950-х гг. появлялись в студии, чтобы спеть, а затем их отпускали «готовить ланч». Мой друг Снафф Гарретт, один из самых влиятельных продюсеров 1950-1960-х гг., был недоволен, если на запись одного альбома у него уходило больше пяти дней (певца в это время не было в студии). Используя эту технологию, Снафф записывал Шер, Сони и Чер, Гэри Льюиса и Playboys, Бобби Ви, Бобби Винтона и других успешных артистов, включая таких странных исполнителей, как Телли Савалас и Уолтер Бреннан.
Стафф начинал (как и многие продюсеры в то время) как сотрудник A&R, занимался поиском артистов и подбором репертуара. Тогда A&R-мены (еще не было A&R-персон) были руководителями звукозаписывающих компаний, а их работа заключалась в том, чтобы находить и руководить талантами, давать песни певцам и вести сеансы звукозаписи (другими словами, они делали почти то же, что сегодня делают продюсеры). A&R-мены еще существуют, и не занимаются записью песен (хотя многие из них близки к производству записей). Они должны найти талантливых музыкантов, подписать с ними контракты, выбрать песни, согласовать работу продюсеров и артистов и вообще следить за проектами.
Как бы то ни было, Снафф начал работать на компанию Liberty Records, которой руководил ее основатель и директор Саймон Уоронкер (отец бывшего президента Warner Records и DreamWorks Ленни Уоронкера), президентом был Алвин Беннет, а главным звукооператором Теодор Кип. Снафф (один из самых умных бизнесменов, которых я когда-либо встречал, но он живет в деревушке) подсчитал, что он делал миллионы долларов для Liberty, хотя сам получал щедрую, но небольшую зарплату по сравнению с тем, сколько денег приносил. Он собрал всю свою волю и попросил у Алвина 1 цент с одной записи. Эта радикальная идея казалась тогда возмутительной, если не изменнической, просьбой – чтобы человек, которого считали увольнения. Но, учитывая его ценность для Liberty, Снаффа удержали, и он добился своего. У него много последователей – сегодня продюсеры получают гонорар с записей.
Гонорар
Мы говорили раньше о диапазоне гонорара для продюсеров. Однако есть несколько важных различий между гонораров артиста и продюсера, и некоторые нюансы могут обернуться против нас, если вы не будете их знать. По каким-то историческим причинам гонорар продюсера рассчитывается более благосклонно, чем гонорар артиста.
Гонорар с «первой записи»
Большое различие между гонораром артиста и продюсера состоит в том, что продюсеры на определенном этапе получают деньги за все проданные записи, т.е. затраты на запись не вычитаются из гонорара артистов.) Это гонорар с первой записи, потому что платится с первой записи, которую компания продает. Все продюсеры, конечно, должны погашать полученные авансы, но поскольку авансу это часть гонорара, то получается, что им платят гонорар со всех записей.
Гонорары большинству продюсеров выплачиваются ретроактивно за первую запись после возмещения расходов на запись и по чистой ставке. Это означает: 1) затраты на запись возмещаются по чистой ставке артиста (ставка артиста «все включено» минус гонорар продюсера); 2) до возмещения затрат на запись продюсер не получает гонорар вообще (как и артист); 3) когда затраты на запись возмещены, продюсер получает гонорар за все проданные записи, включая гонорар, использованный для возмещения затрат на запись. Другими словами, как только затраты на запись возмещены, продюсер получает гонорар от самой первой проданной записи, и эта оплата ретроактивная, потому что компания «возвращается назад» и платит за записи, которые были сделаны раньше, но гонорар за них не выплачивался.
Продюсерам иногда платят перспективно после возмещения затрат на запись и по комбинированной ставке, а артисту платят за продажи альбомов после возмещения затрат (но не ретроспективно с первой проданной записи). Это означает, что артисту заплатят быстрее, но для него это лучше только в том случае, если продажи записей прекращаются после возмещения затрат на записи по комбинированной ставке, но до возмещения затрат по чистой ставке. С другой стороны, при обычной сделке, предусматривающей «ретроактивную чистую ставку», вы выигрываете, если будете использовать возмещение по чистой ставке – в этот момент вам платят не только за записи, проданные в период между уровнем комбинированного возмещения и чистого возмещения, но и за все записи, проданные до возмещения затрат.
Другие методы расчета гонорара
Не считая аспекта «первая запись», гонорар продюсеров обычно рассчитываются точно так же, как гонорар артиста (хотя гонорар за аудиовизуальные материалы рассчитывается иначе, как отмечено в следующем разделе). Это значит, что с продюсеров вычитают за «бесплатные товары» и делают такой же пропорциональный вычет за зарубежный рынок, за бюджетные и уцененные продажи и т.д. Например, если артист получает 75% своей американской ставки за продажи в Англии, продюсер получает 75% своей продюсерской ставки.
Если артист получает процент от чистых доходов компании (например, лицензия на использование записи в фильме, где артист получает 50% от гонорара, выплаченного кинокомпанией), продюсер получает долю гонорара артиста, равную отношению гонорара продюсера к ставке «все включено». Например, если ставка артиста «все включено» составляет 12%, а продюсер получает 3%, то продюсер получит 3/12 (1/4) от заработков артиста. Так, если звукозаписывающая компания получает $20 тыс. за использование образца (мастер-записи) в фильме и платит $10 тыс. артисту, то продюсер получит $2,5 тыс. (1/4 от $10 тыс.), артист получит $7,5 тыс (3/4).
«Аудиовизуальный» гонорар
За использование аудиовизуальных материалов (DVD, потоковое видео и т.д.) продюсеры обычно получают половину от своей ставки. Теоретической обоснование такое: запись – это только часть, видео – его вторая часть. Соответственно, когда видео лицензируется, то если продюсер имел 3% и гонорар «все включено» 12%, то вместо 25% от денег артиста он получит только 12,5%.
(из материалов книги «Всё о музыкальном бизнесе» автор: Дональд Пассман, 2009)
я бы хотела покозать вам песни