Что же такое мастеринг и для чего он нужен? Довольно часто этот вопрос задают клиенты студии, полсе того как записиали свою песню. А вы будете делать мастеринг? – спрашивают они и как прохидится догадываться подразумевают под этим сведение трэка. Обратимся к Викепедии, которая нам поможет раскрыть более точно понятие мастеринг.
Аналоговый мастеринг
Аналоговый мастеринг — такой мастеринг звуковых фонограмм, при котором вся редакция осуществляется при помощи специальных приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. Нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый мастеринг (при некоторых неизбежных технических проблемах) иногда используют из-за своего характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм. В том случае, когда для мастеринга используются цифровые приборы (полосовые компрессоры, лимитеры-максимайзеры и др.), подключённые аналоговыми интерфейсами (вход/выход), мастеринг тоже считается аналоговым, так как такие приборы в данном случае включены в аналоговую цепь и содержат собственные цифровые конвертеры, которые тоже вносят свою характерную окраску в исходное звучание.При аналоговом мастеринге нередко осуществляется также монтаж фонограмм. Обычно «дедовским» методом — разрезанием и склеиванием аналоговой магнитофонной ленты. Для последующего издания на CD аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится соответствующая разметка и запись PMCD (Premastered Compact Disc — подготовленный мастер-компакт-диск).
Цифровой мастеринг
Цифровой мастеринг (ремастеринг) — такой мастеринг звуковых фонограмм, в котором вся редакция осуществляется в цифровой среде. Как правило внутри компьютерной системы (с помощью звуковых редакторов) или специального программно-аппаратного комплекса. В некоторых случаях первая стадия цифрового мастеринга производится методом перезаписи аудиоматериала с одного цифрового носителя на другой. Изменение первоначального звучания при таком варианте происходит с применением отдельных цифровых приборов (полосовых компрессоров, лимитеров-максимайзеров и некоторых других), которые включаются цепочкой, минуя собственные АЦП—ЦАП. Далее материал для последующей разметки переводится в программную среду. Результатом такого мастеринга должно стать создание PMCD, с которого собранный материал будет перенесен на мастер диск для последующей репликации. Корректное создание PMCD является критическим моментом для успешного перевода материала на glass master, из которого будет созданы штампы для тиражирования CD.
Т.е. мастеринг – процесс финальной добработки микса, по эквализации, уровню звука, стерео базе, пригодной к тиражированию. Бытует мнение, что хорошо сведенный трэк в мастеринге не нуждается и в этом есть доля правды. На сегодняшний день цифровая обработка звука позволяет получить хороший и плотный звук. При хорошем сведениии можно заложить все те параметры, которые буудт применяються при мастеринге.
Но есть один момент при котором без мастеринга нам не обойтись. Вы записали свой диск и готовите его в тираж, все трэки были записаны в разное время, музыка написана разными людьми, характер звучания то же разный, где то много “низа”, где то наоборот преобладают средние и высокие. Тут нам на помощ приходит мастеринг, при грамотной обработки звука все частотные, динамические ньюансы начинают звучать более ровно и цельно. При прослушивании не возникнет проблем с уровнем громкости, не хваткой или перегрузкой низкиз или высоких частот, что способствует хорошему воспряитию ваших трэков.
Студия звукозаписи 44 Produxury: запись вокала, песня подарок, песня под ключ (44pro.ru)